Полиэтиленовый налог
Кажется, еще недавно возмущение наших сограждан вызывал слишком навязчивый сервис в некоторых булочных: хотите или не хотите, а в качестве упаковки купленного за 13 копеек батона вам вручали полиэтиленовый пакетик за 15 копеек. И отказаться от упаковки или попросить трехкопеечный бумажный пакет было нельзя.
Известный журналист Анатолий Рубинов назвал это «полиэтиленовым налогом». Прошло всего лет двадцать, и вот уже все привыкли к тому, что практически каждая покупка в магазине или киоске упакована в полиэтилен, к тому же явно более дорогой, чем раньше: с удобными ручками, с рисунком, часто многоцветным. Что ж, иногда это бывает кстати, однако куда девать потом скопившиеся дома мешки? Рано или поздно они попадают на свалку, а там разлагаются десятилетиями, отравляя воду и почву.
Проблема не только наша. Ее обсуждает английский научно-популярный журнал «Нью сайентист».
Точной статистики нет, но, по оценкам, ежегодно покупатели всего мира уносят домой от 500 до 1000 миллиардов пластиковых пакетов. Это по 150 штук в год на каждого жителя Земли. Британская ассоциация производителей пластмасс утверждает, что пластиковые пакеты — «гигиеничная, не обладающая запахом, прочная, водонепроницаемая и удобная тара для покупок». А представитель международной организации «Друзья Земли» заявляет: «Это бесполезная трата ресурсов на вещь, которая используется лишь один раз — донести покупку от магазина до дома». Производители парируют: «Каждый упаковочный мешок используется как минимум дважды: им выстилают мусорное ведро, чтобы удобнее было выносить мусор».
Полиэтиленовый пакет — один из самых «подвижных» видов мусора. Пройдитесь по любому городскому парку, посмотрите на деревья около своего дома — и вы непременно увидите хотя бы один белый мешок, занесенный ветром в крону дерева. Несколько лет назад два жителя Нью-Йорка создали фирму по удалению мешков с городских деревьев. Но у города не нашлось средств для оплаты такой деятельности. Избавление от полиэтиленового мусора тоже недешево: в Европе сжигание тонны пластиковых отходов стоит 100 евро, а захоронение — 60.
Но это только видимая, хотя и неприятная, сторона дела. Английские ученые обнаружили микроскопические частицы полиэтилена и других полимеров в песке морских пляжей и в иле, поднятом со дна у Плимута. Это явно продукт распада сумок, бутылок и других пластиковых отбросов. Затем частицы полимеров нашли в пробах планктона, причем их количество там растет начиная с 60-х годов прошлого века (в музеях сохранились пробы планктона за много десятилетий). В опытах доказано, что планктонные рачки, фильтруя из воды пищу, заглатывают и частицы полимеров. Пока неясно, попадает ли полиэтилен в рыбу, питающуюся планктоном, и доходит ли по пищевой цепочке до человека. А если доходит-то откладывается ли в каком-либо органе или без последствий выводится.
Пока мешок не распался и плавает в море, его может проглотить какое-либо животное. Морские черепахи, питающиеся медузами, часто принимают полиэтиленовый мешок за медузу и гибнут от закупорки кишечника. В 2002 году в Нормандии был выброшен на берег дохлый кит, в кишечнике которого обнаружили 800 килограммов пластиковых пакетов и другой упаковки. По оценкам австралийских экологов, ежегодно из-за полиэтиленовых пакетов гибнут десятки тысяч птиц, китов, тюленей и черепах.
Предпринимается ли что-нибудь против этой напасти? В Дании с 1994 года введен налог на всякую упаковку, причем платить должны были не покупатели, а магазины, раздающие «бесплатные» сумки. После чего количество мешков, навязываемых покупателям, упало на 66%. На Тайване в 2001 году ввели налог в два пенса на каждый пластиковый пакет. Их использование упало на 69%.
В Бангладеш пошли дальше. Здесь с 2002 года полностью запрещены производство и продажа полиэтилена и изделий из него, являющихся опасными загрязнителями. Каждый владелец полиэтиленового пакета должен заплатить штраф в 5 фунтов стерлингов. Производителям этой заразы грозит заключение до 10 лет и штраф в 9000 фунтов. Мера может показаться чересчур суровой, но надо учесть, что в Бангладеш практически не существует системы сбора и переработки либо захоронения мусора. На улицах почти нет мусорных урн. Между тем местное население ежедневно использовало и выбрасывало около 10 миллионов полимерных мешков. Они валялись просто на улицах, их сносило ветром в арыки, и пакеты забивали жизненно важную систему орошения. Река Буриганга, протекающая через столицу Бангладеш — Дакку, оказалась почти запруженной полиэтиленовым мусором. В основном именно с этим связаны катастрофические наводнения 1988 и 1998 годов.
За два года, прошедшие после запрета, возродилась почти заглохшая местная промышленность по выделке джутовых мешков. А дети клеят и продают на улицах бумажные пакеты из старых газет и школьных учебников.
Подобные меры приняло и правительство индийского штата Химачал-Прадеш. Тот, у кого обнаружится полиэтиленовый пакет, попадет в тюрьму на семь лет и должен будет уплатить штраф в тысячу фунтов стерлингов. В ЮАР запретили делать мешки из пленки тоньше 30 микрометров: власти надеются, что более прочные мешки подвигнут граждан на то, чтобы их не выбрасывать, а использовать повторно. Средняя толщина стенок у пакета из супермаркета — 18 микрометров.
В Австралии, где ежегодно потребляется шесть миллиардов пластиковых пакетов и сумок, проходит национальная кампания с участием известных артистов, убеждающих граждан не использовать пластиковые мешки. Несколько городов объявили себя «безмешочной зоной». В Ирландии с 2002 года введен налог в 15 евроцентов на каждый мешок, причем платит покупатель. Уже через несколько месяцев потребление полиэтиленовых мешков сократилось на 90%. Собранные с тех пор за счет этого налога 23 миллиона евро пошли на охрану природы.
Английское правительство пока не спешит с аналогичными мерами. Чиновники указывают, что полиэтиленовые мешки на самом деле составляют менее одного процента отходов, поступающих на свалки. Операция по учету мусора на английских пляжах, проведенная одной из экологических организаций летом 2003 года, показала, что пластиковые пакеты составляют 2% всего пляжного мусора (а все пластмассовые отходы, в том числе бутылки, — 56%).
Источник: Наука и Жизнь.